Вводные слова и обращения

Основные цели урока:
  • Уяснить группы вводных слов и отличать их от других частей речи.
  • Выяснить коварные слова, которые маскируются под вводные, но таковыми не являются.
  • Рассмотреть амнимию (слова, которые пишутся одинаково, но выполняют разные функции).
  • Потренироваться вставлять вводные слова в пропуски предложений.
  • Ввести понятие вставных конструкций и их обособление.
Основные группы вводных слов:
  • Связь мыслей и последовательность изложения (например, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны).
  • Оформление высказывания мыслей (например, словом, другими словами, мягко говоря).
  • Источник информации (например, по словам, по мнению, по слухам).
  • Чувство говорящего (например, к сожалению, к счастью, к изумлению).
  • Степень уверенности (например, конечно, возможно, может быть).
  • Часто встречающиеся в ЕГЭ (например, естественно, кстати, признаться).
Амнимия:
  • Рассмотрим три примера:
    • Село казалось пустым (казалось — вводное слово).
    • Остаток балла тянулся казалось бесконечно (казалось — не вводное слово).
    • Мите казалось, что горе свалившееся на его плечи сделало его глубоким стариком (казалось — не вводное слово).
Обособление вводных слов:
  • Важно помнить, что вводные слова обособляются запятыми.
    Например:
    • При своем несчастье он, однако, не унывал.
    • Петя, однако, был не согласен.
Обращения:
  • Обращения также обособляются запятыми.
    Например:
    • Экскурсия, друзья, была великолепной.
    • Солнце, веселое, до утра.
Вставные конструкции:
  • Вставные конструкции обособляются кавычками или тире.
    Например:
    • Наконец, она разрешила мне приехать. — Видите, нелегко мне это далось.
    • В один незабвенный вечер я лежала один на диване и бессмысленно смотрела в потолок, — кто-то быстро растворил дверь моей комнаты.